Александр Калягин: «Искусство как система жизни»

Актерский дар Александра Калягина в специальных представлениях давно не нуждается. Спектакли театра Et Cetera, который он возглавляет с момента основания, наглядно демонстрируют талант  Александра Александровича как художественного руководителя и педагога. А его работа в роли председателя Союза театральных деятелей России, которую он бессменно исполняет с 1996 года, была удостоена премии «Лидер года»-2005.

Корр. — Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, как российские театры развиваются на сегодняшний день?

А.К. – По-разному.  У нас проходят региональные Театральные форумы, на которые поступает неутешительная информация с  мест: какому-то театру не додали средства на постановку, кому-то урезали зарплату. Мы – Союз театральных деятелей России — видим свою задачу в том, чтобы пережить эти сложные времена, я бы сказал — без потерь. К сожалению, некоторые чиновники на местах начинают смотреть на культуру как на что-то ненужное, что можно сократить, не финансировать. У нас вообще приходится постоянно напоминать властям, что культура – это не способ заполнения досуга, не сфера услуг, как, например, парикмахерская или прачечная. Это, если использовать слова Дмитрия Лихачева, система жизни. Мы добиваемся того, чтобы средства на  театральные программы были выделены вовремя и в нужном объеме. Все запланированные фестивали, семинары и другие события в сфере театральной жизни в этом году пройдут в срок. Может быть, в несколько сокращенном виде – например, не десять дней фестиваля, а семь — но состоятся обязательно.

Корр. — А чем конкретно занимается СТД России? Как вы взаимодействуете с государственными структурами и организовываете меценатскую поддержку?

А.К. – Мы гордимся тем, что СТД России – это мощнейшая общественная организация, которая действительно по-настоящему защищает актеров, защищает театры, театральный процесс. Недавно прошло пленарное заседание Общественной палаты совместно с СТД и ведущими деятелями культуры и  лучшими учеными страны «Новый взгляд». Наша цель — поворачивать мозги властей в сторону понимания того, что без культуры, без искусства общество не выживет даже при самом высоком уровне технократического развития. Новые технологии в руках бездарного, бескультурного человека никогда до добра не доведут. Казалось бы, это очевидно, как дважды два. Но, оказывается, очевидно  далеко не всем, нам приходится бороться и разъяснять власть имущим такие простые истины. И они к нам прислушиваются. Благодаря деятельности Союза недавно возник Центр поддержки русскоязычных театров за рубежом. Он занимается организацией творческих лабораторий, семинаров, гастролей. В театральной среде Центр уже достаточно известен. На реализацию театральных программ  государство выделило 150 млн. рублей в год. Это достаточная сумма, которая нам позволила и открыть летнюю международную театральную школу в Звенигороде, и издавать несколько театральных журналов – «Иные берега», «Театр», «Сцена», «Страстной бульвар», и провести международный детский театральный фестиваль.

Конечно, у нас есть и проблемы, и недостатки. Но Союз «вызывает огонь на себя» — мы принимаем ответственность за жизнь театрального процесса в стране. В ближайшее время я, как председатель СТД, надеюсь встретиться с Президентом России. Хотелось бы провести всеобщий театральный форум и получить на нем гарантии от первого лица государства в том, что при любых экономических условиях театры закрываться не будут.  Так что диалог с властями идет очень интенсивно, и нам удается найти у них понимание наших проблем.  В прошлом году Союз получил от государства 7 млн. рублей,  в нынешнем  – 10 млн. для ветеранов сцены, больных и пострадавших актеров. Из региональных отделений нам присылают сведения о тех, кто нуждается в помощи, и мы можем послать им не какие-то копейки, а суммы, достаточные для оплаты сложной операции, или приобретения необходимых лекарств, или решения проблем с жильем.

Корр. — Как Вы относитесь к такому явлению, как «новая драма»?

А.К. – Я не считаю себя знатоком в этой области. Кое-что я слышал, некоторые спектакли я видел. Это поиск. Со временем новая драма становится классической. В этой лаборатории пробуют себя актеры, режиссеры, авторы, рождаются новые темы.  Это очень хорошо. Сегодня театр просто задыхается от отсутствия современных пьес. Мы их все время ищем, мы их хотим. Театр все-таки должен говорить современным языком. Иногда удается чудом выудить кое-что удачное. В нашем театре идет пьеса киевского автора Максима Курочкина, одного из основателей течения «новой драмы». Я считаю, что это очень талантливый человек. Одну его пьесу – «Подавлять и возбуждать» — мы поставили на нашей сцене, сейчас он пишет для нас следующую.

Корр. — Не собираетесь ли Вы вернуться к кинорежиссуре? Может быть, у Вас есть сценарий для нового фильма?

А.К. – Да, у меня есть очень хороший сценарий, уже сформирована группа на Мосфильме. Я хотел бы приступить к съемкам, половина нужной суммы уже есть, но вторую половину еще предстоит собрать. Когда все будет готово, тогда и начну снимать.
Гастроли театра Et Cetera в Киеве и встречу с Александром Калягиным организовало театральное агентство «Премьера».

Беседу записала Ирина Пролыгина, Хорошие новости

Гастроли театра Et Cetera в Киеве и встречу с Александром Калягиным организовало театральное агентство «Премьера».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *